История создания. Интервью с Майклом и Элен Мирошкиными – основателями ARCHILOFT.

Если вы еще не были в нашем арт-особняке,
ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ И ПРИЕЗЖАЙТЕ НА ПРОСМОТР ПЛОЩАДКИ
ARCHILOFTS.RU
В 2018 году мы искали офис для студии Geometrix Design. Хотели пространство с бетоном, кирпичом, 11‑метровыми потолками, окнами в пол, выходом на крышу. Однажды заметили старую заколоченную постройку — историческую энергетическую станцию. Все наши пожелания совпали: огромные окна, фактурный кирпич, впечатляющие потолки. Площадь в 450 кв. м казалась избыточной, но очарование здания перевесило. Тогда мы решили совместить офис с ивент‑площадкой.

Как родилась идея ARCHILOFT?
Проблемы начались сразу же, как только мы вышли на стройку и приступили к демонтажу пола. Снимая слой плитки, мы планировали залить новую стяжку, чтобы получить красивое бетонное покрытие. На выходе «полов» оказалось несколько: нам пришлось демонтировать три уровня плитки-стяжки. Но это было еще не все. Сняв последний слой, мы обнаружили множественные технологические отверстия, закрытые листами металла и залитые сверху стяжкой.
Мы решили, что не будем идти безответственным путем наших предшественников и залили бетонную плиту перекрытия по всей площади лофта.
Разобравшись с полом, перешли к стенам, и здесь нас тоже ждал сюрприз. Когда мы сбили старую штукатурку, выяснилось, что одна часть здания не просто была построена намного раньше, а в принципе являлась отдельно стоящим зданием. Говорят, что в 1940-е годы здание уже стояло, и только в 1967 году к нему пристроили дополнительный объем, так что одна из фасадных стен стала внутренней перегородкой, объединяющей обе части. Оконные проемы фасадной стены заложили, оштукатурили и покрасили. Соответственно, возник вопрос, что делать с кирпичом. Смотрелся он неорганично и, конечно, кладку надо было разбирать. Мы выбили проемы окончательно, чем визуально объединили помещения. Эффект превзошел ожидания: семиметровые проемы во внутренней стене добавили пространству торжественности. Оконные проемы фасадных стен около 6 метров высотой тоже причинили нам много хлопот: сложность изготовления, внушительный бюджет на производство… Зато — это были те самые окна из нашего утопического списка.
Мы предполагали, что советская энергетическая станция не порадует нас качеством инженерии, но на выходе ее не оказалось вообще. Отсутствовали подводы под канализацию, воду и электричество, все это пришлось тянуть от соседних зданий, и мы прошли долгий путь согласований, планирования и расчета мощности. Долгое время заняла очистка помещения. Казалось бы, всего два дела: сбить штукатурку и восстановить кирпич. Но это заняло пять месяцев, и при этом результат адского труда невозможно было увидеть достаточно долго: здание никак не изменилось, а лишь приобрело аккуратный вид и современный функционал. Дело в том, что пришлось латать много отверстий и дыр, и чтобы избежать эффекта «заплаток», необходимо было особенно тщательно выбирать нужный кирпич для реставрации. В поисках мы объездили много «кирпичных барахолок», где продавался материал, оставшийся от разобранных заводов, фабрик и других зданий. В нашей коллекции, например, есть царский кирпич от здания 1900 года, подошедший нам по размеру, цвету и фактуре. Наконец, очистительный этап был завершен, и мы приступили к чистовой отделке и комплектации. Это был очень сложный, но увлекательный путь самостоятельной реконструкции старого здания!
Были ли моменты, когда хотелось всё бросить? Что помогло не сдаться?
Конечно, такие моменты были. Когда снимаешь слой за слоем и вместо ожидаемого решения находишь только новые проблемы, кажется, что конца у этого пути нет. Особенно тяжело было на этапе демонтажа и очистки: пять месяцев кропотливой, почти невидимой работы, когда здание снаружи не меняется, а ты каждый день тратишь силы и ресурсы. Именно тогда и приходили мысли: «Может, проще все оставить? Может, это неподъемно?»

Но удерживала нас наша профессия и внутренняя страсть к архитектуре. Мы понимали: перед нами уникальное здание, и если не мы, то никто не даст ему вторую жизнь. Каждый найденный кирпич с историей, каждый проем, открывшийся заново, — все это превращалось в открытие, в маленькую победу.

А еще — сама идея. Мы знали, что в итоге здесь появится пространство, которого в Москве еще не было. И именно это знание не дало нам сдаться.
С какими трудностями вы столкнулись на этапе строительства и запуска?